Порядок обжалования НПА
Вверх
, Официальный сайт
На главную
  • Главная

Порядок обжалования НПА

Порядок обжалования законов Луганской Народной Республики,
постановлений Народного Совета Луганской Народной Республики,
имеющих нормативный характер


В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд. Согласно статье 35 Конституции Луганской Народной Республики каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Законы Луганской Народной Республики и постановления Народного Совета Луганской Народной Республики, носящие нормативный правовой характер, могут быть обжалованы в судебном порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), в зависимости от установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами подведомственности дел Конституционному Суду Российской Федерации, судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации Конституции Луганской Народной Республики, а также законов и иных нормативных актов Народного Совета Луганской Народной Республики, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации (190000, г. Санкт‑Петербург, Сенатская площадь, дом 1).

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле рассматриваемыми нормативными актами (часть 1 статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Общие требования к обращению установлены в статье 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», прилагаются судебные решения, подтверждающие применение обжалуемого нормативного акта судом при разрешении конкретного дела и исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты.

Оспаривание нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами осуществляется путем подачи административного искового заявления в порядке, установленном главой 21 КАС РФ.

В соответствии со статьей 20 КАС РФ Верховный Суд Луганской Народной Республики рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Согласно частям 1, 2 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:

- лица, в отношении которых применен этот акт;

- лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;

- общественные объединения – в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 126 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

В порядке, установленном главой 24 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Народного Совета Луганской Народной Республики, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона (часть 3 статьи 13 АПК РФ).