|
- Новости
- Состав и структура
- Законодательная деятельность
- Законодательство
- Депутатская деятельность
- Международная
деятельность - Информационные
материалы
Закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Луганской Народной Республике"
Закон
(с
изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики
Настоящий Закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Луганской Народной Республике (далее – государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Луганской Народной Республики. Глава 1. Общие положенияСтатья 1. Государственная судебно-экспертная деятельностьГосударственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также – эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельностиЗадачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельностиПравовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Луганской Народной Республики, Гражданский процессуальный кодекс Луганской Народной Республики, Кодекс административного судопроизводства Луганской Народной Республики, Арбитражный процессуальный кодекс Луганской Народной Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Луганской Народной Республики, Кодекс Луганской Народной Республики об административных правонарушениях, законодательство Луганской Народной Республики о таможенном деле, налоговое законодательство Луганской Народной Республики, законодательство Луганской Народной Республики в сфере охраны здоровья, настоящий Закон, другие законы, нормативные правовые акты Главы Луганской Народной Республики, нормативные правовые акты Правительства Луганской Народной Республики, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти, на которые возложены функции по организации и / или производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Луганской Народной Республике, а также нормативные правовые акты государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (статья 3 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельностиГосударственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности1. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Луганской Народной Республики, иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу данной деятельности. 2. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Луганской Народной Республики. Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности1. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики. 2. Судебно-экспертные исследования (далее – исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены законами Луганской Народной Республики. 3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики. Статья 7. Независимость эксперта1. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований, в соответствии со своими специальными знаниями. 2. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. 3. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики. Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований1. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. 2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеДля целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 1) медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; 2) медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, – медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; 3) судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация – медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы; 4) руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также – руководитель) – директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении; 5) судопроизводство – регулируемая законодательством Луганской Народной Республики о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; 6) судебная экспертиза – предусмотренное законодательством Луганской Народной Республики о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла; (пункты 5 и 6 статьи 9 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 7) заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом; 8) образцы для сравнительного исследования – объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения; 9) повреждение объекта исследования – изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований; 10) уполномоченные государственные органы – исполнительные органы государственной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и / или производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Луганской Народной Республике, и государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (статья 9 дополнена пунктом 10 в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) Статья 10. Объекты исследований1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. 2. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также – лицо). 3. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо в соответствующем письме. 4. Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом. 5. В случае если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования. Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения1. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных государственных органов, созданные для организации и производства судебной экспертизы. (часть 1 статьи 11 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 2. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями уполномоченных государственных органов, на которые возложены функции по организации и / или производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Луганской Народной Республике. В случаях если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. (часть 2 статьи 11 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 3. Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Луганской Народной Республики. 4. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Законом, процессуальным законодательством Луганской Народной Республики и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Закона. (часть 4 статьи 11 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 5. Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, на которые возложены функции по организации и / или производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Луганской Народной Республике, принимаемых совместно с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза. (часть 5 статьи 11 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 6. Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. 7. Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными государственными органами. (часть 7 статьи 11 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 8. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Луганской Народной Республики. Статья 12. Государственный судебный экспертГосударственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту1. Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Луганской Народной Республики, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного государственного органа. (часть 1 статьи 13 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) 2. Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. (часть 2 статьи 13 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 30.06.2022 № 393-III) Глава 2. Обязанности и права руководителя и эксперта
|
|