![]() |
|
- Новости
- Состав и структура
- Законодательная
деятельность - Законодательство
- Депутатская деятельность
- Международная
деятельность - Информационные материалы
Нормативно-правовая база
(с изменениями, внесенными
Законами Луганской Народной Республики
Настоящий Закон является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, подземных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, лицензирования деятельности, связанной с пользованием недрами.
Настоящий Закон содержит правовые, организационные и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, и призван обеспечивать защиту интересов государства и граждан Луганской Народной Республики, а также прав пользователей недр.
Статья 1. Определение основных терминов и понятий
В этом Законе приведенные ниже термины и понятия употребляются в таком значении:
геологическая среда - часть земной коры (горные породы, почвы, донные отложения, подземные воды и т.д.), которая взаимодействует с элементами ландшафта, атмосферой и поверхностными водами и может подвергаться воздействию техногенной деятельности;
геологическое изучение недр - специальные работы и исследования, направленные на получение информации о недрах с целью удовлетворения потребностей общества;
горнодобывающий объект - отдельная горная выработка (система горных выработок) или выработка, входящая в состав горнодобывающего или иного предприятия, которая используется для добычи полезных ископаемых и других целей, а также здания (сооружения), технологически связанные с ними;
горное законодательство - совокупность правовых норм, которые регулируют горные отношения и устанавливают правила ведения горных работ;
горные отношения - правоотношения, связанные с использованием и охраной недр и урегулированные законами и другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики;
горный отвод (геометризованный блок недр) – часть недр (участок недр), ограниченных плоскостями, отвесно проходящими через границы, обозначенные на поверхности специальными знаками; предоставляется пользователям недр в соответствии с лицензией (специальным разрешением) на добычу полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Закона, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов;
(абзац седьмой статьи 1 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр – исполнительный орган государственной власти, уполномоченный Главой Луганской Народной Республики осуществлять функции в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, подземных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, лицензирования деятельности, связанной с пользованием недрами;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
лицензия (специальное разрешение) - официальный документ установленной формы, с текстовыми, графическими и иными приложениями, являющимися его неотъемлемой составной частью, удостоверяющий право лица на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий пользования недрами;
месторождения полезных ископаемых - это скопление полезных минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования;
минерально-сырьевая база - подготовленная к освоению часть минеральных ресурсов, то есть совокупность месторождений полезных ископаемых, в том числе техногенных, а также отходов от добычи и переработки полезных ископаемых, пригодных для промышленности;
минеральные ресурсы – совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах земли, доступных и пригодных для промышленного использования и, как правило, количественно оценённых геологическими исследованиями и геологической разведкой.
недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
открытая разработка месторождений - добыча полезных ископаемых непосредственно с земной поверхности;
полезные ископаемые – естественные минеральные образования органического и неорганического происхождения в недрах, в том числе любые подземные минеральные воды, а также техногенные минеральные образования в местах размещения отходов производства и потерь продуктов переработки минерального сырья, которые могут быть использованы в сфере материального производства и потребления непосредственно или после первичной переработки;
(абзац шестнадцатый статьи 1 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 05.05.2017 № 162-II) природные
ресурсы - совокупность объектов и систем живой и неживой природы,
компоненты окружающей человека природной естественной среды, которые
используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов
потребления и имеют потребительскую ценность;
рудник - место добычи рудных и нерудных полезных ископаемых подземным или открытым способом;
техногенные месторождения полезных ископаемых - это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья;
угледобывающая артель – юридическое лицо, самостоятельный, организационно – обособленный субъект хозяйствования, действующий в сфере добычи и реализации каменного угля на территории Луганской Народной Республики с использованием труда наемных работников численностью не менее 50 человек. Глубина разработки запасов каменного угля от поверхности составляет не более 100 м по вертикали без применения огневых и / или взрывных работ;
(статья 1 дополнена абзацем двадцатым согласно Закону Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
(абзац двадцатый статьи 1 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 07.10.2016 № 131-II)
шахта - горное предприятие по добыче полезных ископаемых (угля, солей и т.д.) подземным способом.
Статья 2. Сфера действия и задачи Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере (области):
геологического изучения, использования и охраны недр;
изучения, использования и охраны техногенных месторождений;
использования подземных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Задачей настоящего Закона является регулирование обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, обеспечения при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан Луганской Народной Республики.
Статья 3. Законодательство о недрах
Законодательство о недрах основывается на Конституции Луганской Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, обращением с отходами, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Луганской Народной Республики.
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, могут регулироваться другими законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.
Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
Статья 4. Собственность на недра
Недра в границах территории Луганской Народной Республики, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются достоянием народа Луганской Народной Республики и предоставляются только в пользование.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Права пользования недрами могут переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами Луганской Народной Республики и по согласованию с исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии (специального разрешения) могут находиться в государственной, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 5. Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых
Государственный фонд недр включает как используемые участки недр, так и части недр, которые не вовлечены в использование.
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых - резерв этого фонда.
В целях обеспечения в перспективе потребностей Луганской Народной Республики в полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр, на основании предварительно оцененных месторождений полезных ископаемых, формируется Государственный фонд резервных участков недр.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.
Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а также резерв этого фонда формируется исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Статья 6. Виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые по своему значению делятся на:
1) полезные ископаемые стратегического значения, имеющие значение для жизнедеятельности Луганской Народной Республики (использование которых определяет стратегические направления социально-экономического развития), в том числе месторождения и проявления урана, алмазов, редкоземельных металлов иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, платины, нефти – с запасами от 5000 тонн, природного газа – с запасами от 1 миллиарда кубических метров; золота – с запасами от 100 килограммов; меди – с запасами от 1 тысячи тонн; угля – с запасами более 300 миллионов тонн;
2) полезные ископаемые республиканского значения – имеющие значение для всего населения Луганской Народной Республики, в том числе полезные ископаемые, не отнесенные настоящим Законом к стратегическим, местным и общераспространенным полезным ископаемым;
3) полезные ископаемые местного значения – имеющие значение для населения ограниченной территории, песок (кроме используемого по кондициям для сырья огнеупорного, формовочного и для окомкования железорудных концентратов), глина (кроме используемой для сырья огнеупорного, формовочного и для окомкования железорудных концентратов), песчаник (кроме используемого для сырья огнеупорного), известняк (кроме используемого для сырья химического), мел (кроме используемого для сырья химического);
(пункт 3 статьи 6 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
4) общераспространенные полезные ископаемые – ископаемые, запасы которых широко распространены на большей части территории, относительно достаточны для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства, которые в случае истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми и могут использоваться для производства строительных материалов, строительства дорог, для иных целей.
Статья 7. Компетенция Главы Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр
К компетенции Главы Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр относится:
1) издание указов и распоряжений по вопросам управления и надзора (контроля) в области геологического изучения, использования и охраны недр;
2) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Луганской Народной Республики;
3) приостановление или отмена действия постановлений и распоряжений Совета Министров Луганской Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики по вопросам управления и надзора (контроля) в области геологического изучения, использования и охраны недр;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики и законами Луганской Народной Республики.
Статья 8. Компетенция Народного Совета Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр
К ведению Народного Совета Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр относится:
1) законодательное регулирование геологического изучения, использования и охраны недр;
2) определение основных направлений государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;
3) решение других вопросов в области геологического изучения, использования и охраны недр в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики.
Статья 9. Компетенция Совета Министров Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр
К ведению Совета Министров Луганской Народной Республики в области геологического изучения, использования и охраны недр относится:
1) реализация государственной политики в сфере регулирования горных отношений;
2) определение порядка деятельности исполнительных органов государственной власти в области использования и охраны недр, координация их деятельности;
3) обеспечение разработки общегосударственных и региональных программ в области геологического изучения, использования и охраны недр;
4) определение темпов использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
5) определение порядка использования недр и их охраны, разработки и утверждения соответствующих стандартов, норм и правил;
6) установление сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами;
7) создание единой системы Государственного информационного геологического фонда и установление порядка распоряжения геологической информацией;
8) организация государственной экспертизы и оценки запасов полезных ископаемых;
9) определение критериев признания запасов полезных ископаемых незначительными;
10) утверждение перечня участков недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедную ценность;
11) решение других вопросов в области управления и надзора за использованием и охраной недр.
Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования горных отношений
К компетенции органов местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами, относятся:
1) согласование предоставления недр в пользование с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых местного значения, в том числе для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
2) разработка, утверждение и исполнение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
3) объявление геологических объектов, представляющих научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
4) решение других вопросов в сфере регулирования горных отношений, определенных законом.
Статья 11. Участие граждан и их объединений в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр
Граждане и их объединения имеют право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр, которые осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 12. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть:
1) граждане Луганской Народной Республики;
2) предприятия, учреждения, организации Луганской Народной Республики;
3) иностранные юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи составляет не менее пятидесяти процентов.
Статья 13. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
- геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых;
- добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов.
- создания геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятки природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.).
Статья 14. Сроки пользования недрами
Недра предоставляются в постоянное или временное пользование.
Постоянное пользование – пользование недрами без ограничения срока.
В постоянное пользование предоставляются недра для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов.
Временное пользование – предоставление недр в пользование на определенный срок.
Во временное пользование предоставляются недра для:
геологического изучения – на срок до 5 лет;
добычи полезных ископаемых – на срок до 20 лет;
добычи подземных вод – на срок до 25 лет.
Срок временного пользования для добычи полезных ископаемых может быть установлен свыше 20 лет, если это предусмотрено согласованным с Советом Министров Луганской Народной Республики проектом отработки запасов полезных ископаемых.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости проведения работ по завершению поисков, оценки, разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнению ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии (специального разрешения) данным пользователем недр.
Течение срока пользования недрами начинается со дня получения лицензии (специального разрешения) на пользование недрами, если в нем не предусмотрено иное.
(статья 14 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 15. Лицензии (специальные разрешения) на пользование недрами
Лицензии (специальные разрешения) на пользование недрами предоставляются победителям аукционов, кроме случаев, определенных Советом Министров Луганской Народной Республики, исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Порядок проведения аукционов по предоставлению лицензий (специальных разрешений) на пользование недрами и порядок их предоставления устанавливаются Советом Министров Луганской Народной Республики.
Предоставление лицензий (специальных разрешений) на пользование недрами осуществляется после предварительного согласования с соответствующим исполнительным органом государственной власти вопроса о передаче земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда предоставление земельного участка не требуется. Также необходимо получить согласование исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору, а также специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности, и исполнительного органа государственной власти в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
(часть 3 статьи 15 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
В случае выполнения отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами лицами, не указанными в лицензии, ответственность за выполнение условий, предусмотренных лицензией, несет субъект, который получил лицензию.
Относительно отдельных видов пользования недрами или отдельных пользователей недр могут устанавливаться определенные ограничения, предусмотренные законодательством Луганской Народной Республики.
Владелец лицензии (специального разрешения) на пользование недрами не может дарить, продавать или иным способом отчуждать права, предоставленные ему лицензией (специальным разрешением) на пользование недрами, иному юридическому или физическому лицу, в том числе передавать их в уставные капиталы создаваемых с его участием субъектов хозяйствования, а также вносить как вклад в совместную деятельность.
Переоформление лицензий (специальных разрешений) на пользование недрами, внесение в них изменений, выдача дубликатов, продление срока действия лицензий на пользование недрами, приостановка их действия или аннулирование, возобновление их действия в случае приостановки, осуществляются исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.
Предоставление лицензии (специального разрешения) на пользование недрами субъекту хозяйствования, который получил целостный имущественный комплекс государственного угледобывающего предприятия в аренду или концессию, осуществляется путем переоформления лицензии (специального разрешения) на пользование недрами, выданной угледобывающему предприятию государственного сектора экономики, целостный имущественный комплекс которого передан в аренду или концессию, на субъекта хозяйствования, который получил целостный имущественный комплекс такого угледобывающего предприятия в аренду или концессию на срок действия такой лицензии (специального разрешения) и без проведения конкурса (аукциона).
Статья 16. Содержание лицензии (специального разрешения) на пользование недрами
Лицензия (специальное разрешение) и ее неотъемлемые части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством Луганской Народной Республики, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
10) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
11) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия (специальное разрешение) на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции, по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, пересматриваются органами, выдавшими лицензию (специальное разрешение) на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии (специальном разрешении), сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 17. Организационное обеспечение государственной разрешительной системы
Организационное обеспечение государственной разрешительной системы возлагается на исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр:
(пункт 1части 2 статьи 17 утратил силу согласно Закону Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
2) осуществляет подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждает такой перечень и условия предоставления участков недр;
3) обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования;
4) осуществляет подготовку условий пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых относительно каждого участка недр.
Статья 18. Антимонопольные требования при пользовании недрами
Запрещаются действия органов государственной власти, а также субъектов хозяйствования (пользователей недр), направленные на:
1) ограничение вопреки условиям аукциона доступа к участию в нем юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
2) уклонение от предоставления лицензии победителям аукциона;
3) замену аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, определенных Советом Министров Луганской Народной Республики;
4) дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
5) дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Статья 19. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий (специальных разрешений) на пользование участками недр
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту хозяйствования в следующих случаях:
1) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
2) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики;
3) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователю недр и будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ в соответствии с лицензией (специальным разрешением) на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
4) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, если вновь созданное юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователю недр и намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией (специальным разрешением) на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
5) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии (специальном разрешении) на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
6) передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Луганской Народной Республики, условиям проведения аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии (специального разрешения) на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в разрешении на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий;
7) приобретение субъектами хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством Луганской Народной Республики о банкротстве, целостных имущественных комплексов предприятия-банкрота (пользователя недр), за исключением предприятий-банкротов, находящихся в государственной собственности, при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Луганской Народной Республики о недрах.
При переходе права пользования участком недр лицензия (специальное разрешение) на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией (специальным разрешением), пересмотру не подлежат.
Лицензии (специальные разрешения) на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр, изменении адреса юридических лиц, изменении границ и / или площади участка, предоставленного в пользование, внесении изменений, связанных с исправлением орфографических ошибок.
(часть 3 статьи 19 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в судебном порядке.
Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством Луганской Народной Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными законами.
Лицензия (специальное разрешение) на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Статья 20. Горный отвод
Пользование недрами за пределами горного отвода запрещается.
Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых предоставляются исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
При предоставлении горных отводов решаются вопросы относительно правильности разделения месторождений полезных ископаемых на отдельные горные отводы с целью предотвращения оставления вне горных отводов менее ценных участков месторождений и непригодных для самостоятельной разработки, соблюдения требований безопасности при проведении горных и взрывных работ при разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предотвращения опасности для людей, имущества и окружающей среды.
(часть 3 статьи 20 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Порядок предоставления горных отводов устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 21. Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами
Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Луганской Народной Республики.
Земельные участки для пользования недрами, кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 и статьей 26 настоящего Закона предоставляются пользователям недр после получения ими лицензий (специальных разрешений) на пользование недрами.
(часть 2 статьи 21 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 22. Предоставление недр в пользование
Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам при наличии у них лицензии (специального разрешения) на пользование участком недр, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Пользование недрами без предоставления лицензии (специального разрешения) разрешается при ведении работ по добыче угледобывающими артелями согласно порядку, утвержденному Советом Министров Луганской Народной Республики.
(статья 22 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 23. Предоставление недр для геологического изучения
Для геологического изучения, в том числе для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, недра предоставляются в пользование с предоставлением лицензии (специального разрешения) на пользование участками недр, горного отвода, которому придается статус геологического отвода.
(часть 1 статьи 23 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется с целью уточнения их отдельных горно-геологических и других параметров, выбора рациональных методов добычи минерального сырья на основании проекта этих работ, согласованного с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
В проекте работ должны быть указаны:
- объем работ, сроки их начала и завершения;
- объем получаемой продукции по соответствующим срокам;
- мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, рациональному использованию и охране недр;
- иные необходимые сведения.
Проект проходит государственную экологическую экспертизу, а также в случаях, предусмотренных законодательством, - экспертизу промышленной безопасности.
Технический проект утверждается пользователем недр после получения положительного заключения указанных государственных экспертиз.
Добытые во время опытно-промышленной разработки полезные ископаемые подлежат реализации в общем порядке.
Статья 24. Предоставление недр в пользование для добычи пресных подземных вод
Недра в пользование для добычи пресных подземных вод предоставляются без предоставления горного отвода на основании лицензий (специальных разрешений), выдаваемых после предварительного согласования с Главами администраций городов и районов Луганской Народной Республики, исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики, и исполнительным органом государственной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
Статья 25. Предоставление недр для захоронения отходов производства и других вредных веществ, сброса сточных вод
Предоставление недр для захоронения отходов производства и других вредных веществ, сброса сточных вод запрещается.
Статья 26. Право землевладельцев и землепользователей на добычу полезных ископаемых местного значения, общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод и пользование недрами для других целей
Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без лицензий (специальных разрешений) и горного отвода добывать для собственных хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения, общераспространенные полезные ископаемые на глубину до 2 метров, подземные воды, объем извлечения которых должен составлять не более 50 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.
(часть 1 статьи 26 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Под использованием для собственных нужд полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование землевладельцами и землепользователями земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением хозяйственной деятельности нужд.
(часть 3 статьи 26 утратила силу согласно Закону Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Добыча полезных ископаемых местного значения, общераспространенных полезных ископаемых с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, запрещена.
(часть 4 статьи 26 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 27. Права и обязанности пользователей недр
Пользователи недр имеют право:
1) осуществлять на предоставленном ему участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям лицензии (специального разрешения);
2) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми по условиям лицензии (специального разрешения);
3) осуществлять на условиях лицензии (специального разрешения) консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;
4) на первоочередное продление срока временного пользования недрами.
Пользователи недр обязаны:
1) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;
2) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
3) обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды;
4) приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;
5) выполнять другие требования по пользованию недрами, установленные законодательством Луганской Народной Республики.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии (специального разрешения) на пользование недрами, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
(часть 3 статьи 27 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в пределах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Такое согласие или отказ в его предоставлении должен быть предоставлен в течение двадцати календарных дней после получения соответствующего письменного запроса.
Допускается одновременное пользование недрами несколькими недропользователями в пределах одного горного отвода, если такая деятельность не создаст угрозы жизни и здоровью людей и не нанесет вреда недрам и / или промышленным объектам, расположенным в пределах указанного горного отвода.
Статья 28. Защита прав пользователей недр
Права пользователей недр охраняются законом и могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики.
Убытки, причиненные нарушением прав пользователей недр, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательными актами Луганской Народной Республики.
Статья 29. Прекращение права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается в случае:
1) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
2) окончания установленного срока пользования недрами;
3) прекращения деятельности пользователей недр, которым они были предоставлены в пользование кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
4) пользования недрами с применением методов и способов, которые негативно влияют на состояние недр, приводят к загрязнению окружающей природной среды или вредным последствиям для здоровья населения;
5) использования недр не для той цели, для которой они были предоставлены, нарушение других требований, предусмотренных лицензией (специальным разрешением) на пользование участком недр;
6) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
7) изъятия в установленном законодательством порядке предусмотренного в пользование участка недр;
8) несоблюдения пользователем недр норм земельного законодательства относительно предоставления ему земельного участка в пользование.
Право пользования недрами прекращается органом, который предоставил недра в пользование, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, настоящей статьи - в судебном порядке. При этом вопрос о прекращении права пользования земельным участком решается в установленном земельным законодательством порядке.
Законодательством Луганской Народной Республики могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права пользования недрами.
Статья 30. Система платежей при пользовании недрами
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) плата за пользование недрами;
2) плата за предоставление лицензий (специальных разрешений);
3) другие платежи, предусмотренные законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 31. Плата за пользование недрами
Пользование недрами является платным.
Порядок исчисления, ставки, размер и распределение платы за пользование недрами устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 32. Плата (сбор) за выдачу лицензий (специальных разрешений)
За выдачу лицензий (специальных разрешений) на пользование недрами взимается соответствующая плата (сбор) в порядке, определенном Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 33. Проведение работ по геологическому изучению недр
Геологическое изучение недр осуществляется с целью получения данных о геологическом строении недр, процессах, которые происходят в них, выявлении и оценки полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Проведение работ по геологическому изучению недр организуется и координируется Исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Органы местного самоуправления и их исполнительные органы способствуют проведению работ по геологическому изучению недр.
Статья 34. Требования к геологическому изучению недр
При геологическом изучении недр должны обеспечиваться:
1) рациональное и эффективное проведение работ, связанных с геологическим изучением недр;
2) экологически безопасное для жизни и здоровья людей состояние окружающей среды;
3) полнота изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки разведанных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) достоверность определения количества и качества запасов всех полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов, геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
5) ведение работ методами и способами, которые бы исключали неоправданные потери полезных ископаемых, снижение их качества, избыточное разрушение почвенного покрова и загрязнение окружающей природной среды;
6) размещение добытых горных пород и полезных ископаемых, которое бы исключило их временное воздействие на окружающую среду и здоровье населения;
7) сохранение разведывательных горных выработок и скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в других целях, и ликвидация в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих дальнейшему использованию;
8) сохранение геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Заказчиками работ могут обуславливаться и другие требования по геологическому изучению недр, которые не противоречат законодательству Луганской Народной Республики.
Статья 35. Государственная регистрация и учет работ и исследований, связанных с геологическим изучением недр, геологическая информация
Работы и исследования, связанные с геологическим изучением недр, подлежат обязательной государственной регистрации и учету с целью обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования указанных работ.
Государственную регистрацию и учет работ и исследований, связанных с геологическим изучением недр, осуществляет исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Порядок распоряжения геологической информацией устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 36. Передача разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения
Разведанные месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, или их участки, запасы полезных ископаемых которых оценены, включаются в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и передаются для промышленного освоения в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 37. Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых
Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляется исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр, в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 38. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, количестве и качестве запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов, горнотехнических, гидрогеологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Статья 39. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изучения запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, уровне промышленного освоения, а также сведения о добыче, потерях и об обеспеченности общественного производства разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Статья 40. Государственная экспертиза и оценка запасов полезных ископаемых
Для определения промышленной ценности месторождений и оценки запасов полезных ископаемых по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, составляющие совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологических и других условий разработки месторождения.
Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом рационального использования всех полезных ископаемых, а также имеющихся у них ценных компонентов и подлежат экспертизе исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат экспертизе и оцениваются исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики.
(часть 3 статьи 40 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 41. Списание запасов полезных ископаемых
Добытые полезные ископаемые, запасы полезных ископаемых, которые потеряли промышленное значение, а также утраченные в процессе добычи или не подтвержденные во время следующих геологоразведочных работ или разработки месторождения, подлежат списанию с учета горнодобывающего предприятия в порядке, определяемом Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 42. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
Статья 43. Основные требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
В проектах строительства горнодобывающих объектов должны предусматриваться:
1) расположение наземных и подземных сооружений, обеспечивающих наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых;
2) способы проведения вскрышных работ, системы разработки месторождений полезных ископаемых и технические схемы переработки (подготовки) минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов полезных ископаемых, а также использования имеющихся у них компонентов;
3) рациональное использование вскрышных пород при разработке месторождений полезных ископаемых;
4) складирование, хранение и определение порядка учета полезных ископаемых, которые временно не используются, а также отходов производства, содержащих полезные компоненты;
5) геологическое изучение недр, раскрывающихся в процессе строительства и эксплуатации горнодобывающих объектов и составление геологической и маркшейдерской документации;
6) рекультивация нарушенных земель, максимальное сохранение почвенного покрова;
7) меры, обеспечивающие безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.
В проектах строительства объектов по переработке минерального сырья должны предусматриваться:
1) применение технологических схем, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение из добытого минерального сырья имеющихся в ней компонентов, имеющих промышленное значение;
2) рациональное использование, утилизацию, обезвреживание или безопасное захоронение отходов переработки (шлама, пыли, сточных вод и т.п.);
3) складирование, хранение и определение порядка учета отходов производства, содержащих полезные компоненты и временно не использующихся;
4) меры, обеспечивающие безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.
При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны обеспечиваться рациональное использование добытых горных пород, а также выполнение требований, указанных в пунктах 5, 6, 7 части первой настоящей статьи, и других требований и правил в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.
Проекты строительства горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежит экологической, научно-технической и другим видам экспертизы и согласованию в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если при их проектировании не соблюдены требования, предусмотренные настоящей статьей.
Статья 44. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья
Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и переработка минерального сырья осуществляются согласно утвержденным проектам и планам работ, правилами технической эксплуатации и охраны недр.
Правила технической эксплуатации, проекты и планы разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья согласовываются пользователями недр с исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр, и исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
Статья 45. Квоты на добычу полезных ископаемых
С целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических последствий интенсивной добычи полезных ископаемых устанавливаются квоты на добычу отдельных видов полезных ископаемых.
Порядок установления квот на добычу полезных ископаемых утверждается Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 46. Основные требования при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья
При разработке месторождений полезных ископаемых должны обеспечиваться:
1) применение рациональных, экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых и изъятия имеющихся у них компонентов, имеющих промышленное значение, недопущение сверхнормативных потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также выборочной отработки богатых участков месторождений, что приводит к потерям запасов полезных ископаемых;
2) осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и других геологических работ, проведение маркшейдерских работ, ведение технической документации;
3) учет состояния и движения запасов, потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также представление в статистические и другие государственные органы установленной законодательством отчетности;
4) недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проведения горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых месторождений, которые консервируются;
5) складирование, хранение и учет полезных ископаемых, а также отходов производства, содержащих полезные компоненты и временно не использующихся;
6) рациональное использование вскрышных пород и отходов производства;
7) безопасное для людей, имущества и окружающей природной среды ведения работ.
При переработке минерального сырья должны обеспечиваться:
1) соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение полезных компонентов;
2) учет и контроль за распределением полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
3) изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытно-технологических испытаний с целью усовершенствования технологии переработки минерального сырья;
4) рациональное использование отходов переработки (шлама, пыли, сточных вод и т.п.);
5) складирование, учет и хранение отходов производства, содержащих полезные компоненты и временно не используются.
При разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно обеспечиваться также соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.
Статья 47. Ликвидация и консервация горнодобывающих объектов
После выработки запасов полезных ископаемых, а также в случае, когда по технико-экономическим расчетам и другим обоснованиям дальнейшая разработка месторождений или его частей является нецелесообразной или невозможной, горнодобывающие объекты или участки этих объектов подлежат ликвидации или консервации.
В случае полной или частичной ликвидации или консервации горнодобывающего объекта горные выработки и скважины должны быть приведены в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, а в случае консервации - гарантирует также и сохранение месторождений, горных выработок и скважин на весь период консервации.
В случае ликвидации горнодобывающих объектов должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных выработок и скважин для других целей общественного производства.
В случае ликвидации и консервации горнодобывающих объектов или их участков техническая, геологическая и маркшейдерская документация заполняется на момент завершения горных работ и передается в установленном порядке на хранение.
На горнодобывающих объектах, смежных с объектами, которые ликвидируются или консервируются, должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность горных работ.
Ликвидация и консервация горнодобывающих объектов или их участков осуществляются по согласованию с исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
Статья 48. Порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется по соответствующим проектам.
В проектах должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ и отходов производства или локализацию их в определенных пределах, а также предотвращение их проникновения в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты.
Статья 49. Основные требования в области охраны недр
Основными требованиями в области охраны недр являются:
- обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;
- соблюдения установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
- рациональное извлечение и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;
- недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, эксплуатируемых или законсервированных, а также подземных сооружений;
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, влияющих на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняющих их разработку;
- предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;
- предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
- соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.
Статья 50. Ограничение, временный запрет (приостановка) или прекращение пользования недрами
В случае нарушения требований статьи 49 и других статей настоящего Закона пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено (приостановлено) или прекращено исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр, исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности, или другим государственным органом, уполномоченным на применение таких мер реагирования, в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 51. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, подлежащих застройке.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются при осуществлении мероприятий, которые обеспечат возможность извлечения из недр полезных ископаемых.
Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 52. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном законодательством порядке особо охраняемыми геологическими объектами.
В случае выявления при пользовании недрами редких геологических пластов и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны остановить работы на соответствующем участке до получения разрешения на продолжения работ и сообщить об этом исполнительному органу государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Статья 53. Задачи государственного контроля и надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной
Государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной направлены на обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования недрами, выполнение других обязанностей по охране недр, установленных законодательством Луганской Народной Республики.
Статья 54. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной
Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) и рациональным и эффективным использованием недр Луганской Народной Республики осуществляется исполнительным органом государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющим функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности.
Государственный контроль за соблюдением экологической безопасности при ведении работ по геологическому изучению недр, их использованию и охране, а также использованию и переработке минерального сырья осуществляется исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
(часть 3 статьи 54 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Статья 55. Полномочия исполнительного органа государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр
Исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр проверяет:
1) выполнение требований по охране недр при ведении работ по их изучению;
2) выполнение программ геологоразведочных работ, геологических задач и заказов;
3) обоснованность применения методик и технологий, качество, комплексность, эффективность работ по геологическому изучению недр;
4) выполнение решений по вопросам методического обеспечения работ по геологическому изучению и использованию недр;
5) соблюдение нормативов, стандартов и других требований по геологическому изучению и использованию недр, условий специальных разрешений на пользование недрами и соглашений об условиях пользования недрами;
6) полноту изучения геологического строения недр, горнотехнических, инженерно-геологических, геолого-экологических и других условий изучения месторождений полезных ископаемых;
7) соответствие геологоразведочных работ и научных исследований государственным контрактам и заказу, а также проектам по проведению таких работ;
8) использование технических средств и методов ведения работ по геологическому изучению недр, исключающих неоправданные потери полезных ископаемых и ухудшение их качества;
9) своевременность и соответствие установленным требованиям ввода в эксплуатацию разведанных месторождений полезных ископаемых;
10) соблюдение во время опытно-промышленной эксплуатации месторождений полезных ископаемых технологий, обеспечивающих необходимое их изучения, не снижая при этом промышленную ценность;
11) сохранение разведывательных горных выработок и скважин для разработки месторождений полезных ископаемых, сохранения геологической документации, образцов пород, дубликатов проб, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр;
12) обоснованность направлений поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр;
13) своевременность и правильность государственной регистрации работ по геологическому изучению и использованию недр, наличие специальных разрешений на пользование недрами и выполнения предусмотренных ими условий;
14) полноту и достоверность исходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых, компонентов, содержащихся в них, а также предоставление предприятиями и организациями отчетных балансов запасов полезных ископаемых;
15) учет добычи нефти, газа и сопутствующих компонентов;
16) ведение поисково-разведочных и других работ по геологическому изучению подземных вод.
Исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр в пределах своей компетенции обеспечивает решение других вопросов по геологическому изучению, использованию и охране недр.
(часть 2 статьи 55 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
Исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр вправе:
1) приостанавливать все виды работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, проводимых с нарушением стандартов и правил и могут повлечь порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительным убыткам;
(пункт 1части 3 статьи 55 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
2) приостанавливать деятельность предприятий и организаций, занимающихся геологическим изучением, использованием и охраной недр без специальных разрешений или с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями;
(пункт 2 части 3 статьи 55 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 27.05.2016 № 96-II)
3) давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений во время геологического изучения недр.
Исполнительному органу государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики могут быть предоставлены и другие права по предотвращению и пресечению нарушений правил и норм геологического изучения недр.
Порядок осуществления государственного геологического контроля определяется Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 56. Полномочия исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющего функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности
Исполнительный орган государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющий функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности проверяет:
1) полноту изучения месторождений полезных ископаемых, горнотехнических, инженерно-геологических, гидрогеологических и других условий их разработки, строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронение вредных веществ и отходов производства;
2) выполнение требований по охране недр при установлении кондиций на минеральное сырье и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
3) правильность разработки месторождений полезных ископаемых;
4) полноту добычи оцененных запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;
5) соблюдение установленного порядка учета запасов полезных ископаемых, обоснованность и своевременность их списания;
6) соблюдение правил проведения геологических и маркшейдерских работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) соблюдение правил и технологий переработки минерального сырья с целью обеспечения более полного извлечения полезных компонентов и улучшения качества конечной продукции;
8) правильность и своевременность проведения мероприятий, гарантирующих безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, горных выработок и скважин от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
9) готовность государственных военизированных горноспасательных служб и формирований и диспетчерских служб к локализации и ликвидации последствий аварий;
10) решение других вопросов по надзору за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции.
Исполнительный орган государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющий функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности имеет право:
1) давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения работ во время геологического изучения недр, их использования и охраны;
2) в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики, прекращать работы, связанные с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил;
3) требовать от пользователей недр обоснования списания запасов полезных ископаемых;
4) давать рекомендации по внедрению новых прогрессивных технологий переработки минерального сырья.
Исполнительному органу государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющему функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности законодательством Луганской Народной Республики могут быть предоставлены и другие права с целью предотвращения нарушений законодательства о недрах.
Порядок осуществления государственного горного надзора определяется Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 57. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Лица, виновные в нарушении законодательства Луганской Народной Республики о недрах, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.
Ответственность за нарушение законодательства о недрах несут лица, виновные в:
- самовольном пользовании недрами;
- нарушении норм, правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;
- выборочной выработке богатых участков месторождений, что приводит к сверхнормативным потерям запасов полезных ископаемых;
- сверхнормативных потерях и ухудшении качества полезных ископаемых при их добыче;
- повреждениях месторождений полезных ископаемых, которые исключают полностью или существенно ограничивают возможность их дальнейшей эксплуатации;
- нарушении установленного порядка застройки площадей залегания полезных ископаемых;
- невыполнении правил охраны недр и требований безопасности людей, имущества и окружающей среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- уничтожении или повреждении геологических объектов, представляющих особую научную и культурную ценность, наблюдательных режимных скважин, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
- незаконном уничтожении маркшейдерской или геологической документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых, необходимых при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений;
- невыполнении требований по приведению горных выработок и скважин, которые ликвидированы или законсервированы, в состояние, которое гарантирует безопасность людей, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и скважин на время консервации.
Законодательными актами Луганской Народной Республики может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства о недрах.
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Луганской Народной Республики о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Статья 58. Прекращение самовольного пользования недрами и застройки площадей залегания полезных ископаемых
Самовольное пользование недрами и застройка площадей залегания полезных ископаемых с нарушением установленного порядка прекращаются без возмещения понесенных расходов.
Статья 59. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства о недрах
Ущерб, причиненный в результате нарушения законодательства Луганской Народной Республики о недрах, возмещается в порядке и размерах, определенных законодательством Луганской Народной Республики.
Порядок расчета размера ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Луганской Народной Республики о недрах, устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 60. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти или судом в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.
Истцы – исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр и подведомственные ему службы и инспекции, исполнительный орган государственной власти Луганской Народной Республики осуществляющий функцию по контролю и надзору, а так же специальные функции в сфере горного надзора и промышленной безопасности, исполнительный орган государственной власти в области геологического изучения, использования и охраны недр, - освобождаются от уплаты государственной пошлины (судебного сбора) по делам о взыскании средств и возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства о недрах.
Статья 61. Предоставление недр в пользование иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам
Иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам недра в пользование и право на переработку минерального сырья предоставляются на конкурсной основе на основании соглашений (контрактов), заключаемых в соответствии с требованиями настоящего Закона и других законодательных актов Луганской Народной Республики.
Порядок заключения контрактов на пользование недрами и переработку минерального сырья с участием иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц определяется Советом Министров Луганской Народной Республики.
Статья 62. Международные договоры
Если международным договором Луганской Народной Республики установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 63. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня следующего за днем его опубликования.
2.Совету Министров Луганской Народной Республики в течение трех месяцев:
- подать на рассмотрение Народного Совета Луганской Народной Республики предложения о приведении законов Луганской Народной Республики в соответствие с настоящим Законом;
- в соответствии с компетенцией обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
- обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими исполнительными органами государственной власти Луганской Народной Республики их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону. |
![]() |